История школы в истории страны

Елизаветинская гимназия - школа №330 ЦАО г. Москвы

Елизаветинская гимназия

Школа в 20-30е гг. XX века

Годы Великой Отечественной войны

1950-1960-е гг.

1970-1980-е гг.

Мы сегодня

Выпускники

История создания музея

 

Школа в 20-30-е гг. XX века

Отгремели над страной раскаты гражданской войны. Грядущий 1921 год Советская Республика встречала в условиях новой мирной полосы развития, когда наконец стало возможным сосредоточить основные усилия на осуществлении задач социалистического строительства. Переход от войны к миру был трудным и сложным. Это были дни великих, мучительных и радостных потрясений и свершений. Вся жизнь поколения была единым созидательным прорывом. Заново создавалась крупная промышленность. Возникали новые отросли – тракторная, автомобильная, авиационная, вводилась в строй тысячи видов станков, машин. Из аграрной страна превращалась в индустриальную. Главным рычагом превращения отсталой России в могучую индустриальную державу должно было стать повышение уровня грамотности и образования масс. В 1917 году 73% населения России не умело ни писать, ни считать. Массовая неграмотность была вопиющим злом. 30 декабря 1919 года В.И. Ленин подписал декрет «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» . В очень сжатые сроки в стране были созданы тысячи курсов ликбезов, школы грамоты для взрослых. В 1920 году, несмотря на скудность материальных ресурсов, государство отпечатало более 6 миллионов букварей – букварь для взрослых – на 39 языках. В 1921 году  одно перо приходилось на  10 человек, карандаш и тетрадь на 20 учеников. Вся страна – в тылу и на фронте, после работы и боя, училась, составляя один многомиллионный класс.  Но всеобщая грамотность взрослых могла быть достигнута при одном условии: прекращении притока неграмотных детей и подростков.
Поэтому в начале 30-х годов в стране принимается Закон об обязательном начальном четырехклассном образовании детей, это значило, что все дети школьного возраста должны были закончить четырехлетнюю начальную школу. Все желающие могли продолжить обучение в 7-летней и 9-летней школах.

В это тяжелое время школа  34 становится школой второй ступени Бауманского района г. Москвы. Обучение тогда было 9-летним. В школе обучалось около 1000 учеников. Учителя в своей работе придерживались правила не допускать, чтобы даже один день школьного учения остался без успеха, без результата.
 Директором школы в то время был Митрофанов Иван Васильевич. Это был человек большой культуры и разнообразных духовных запросов и интересов, на протяжении всех лет работы педагогический коллектив школы успешно решал проблемы обучения и воспитания учащихся
Успеваемость в школе была хорошей, второгодников практически не было. Стремление к знаниям у учащихся был огромным.
 Интересный период переживала школа с 1925 года. В школе была создана пионерская организация. Первыми помощниками учителей в воспитании детей были вожатые. Это были рабочие с шефствующего Московского газового завода. Увлеченно работал вожатым товарищ Кирсанов Свое увлечение техникой он передавал пионерам. Вместе с пионерами всей страны пели первую пионерскую песню «Взвейтесь кострами!»

 «Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы-пионеры, дети рабочих…
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров: Всегда будь готов!...»

Много интересных дел было у ребят. В 1921 году группа учащихся обслуживала учительскую конференцию, участвуя в регистрации делегатов. Конференция проходила в Любановском проезде, в здании напротив банка. На конференции присутствовала Н.К.Крупская, которая зарегистрировалась и поручила ребятам по своей записке получить и привезти для учителей-делегатов продукты: несколько буханок хлеба, сухари и чай.
Школа была базовой в районе. Педагогический коллектив школы – это было творческое содружество единомышленников, в котором каждый педагог вносил свой индивидуальный вклад в общее дело. Коллектив был хорошо известен в городе. Опыт работы школы изучался и перенимался коллективами других школ.
В школе работали мастера педагогического труда. Школа гордилась династиями учителей: Маньков Константин Константинович и Маньков Алексей Константинович, Щугаева Екатерина Васильевна и Зырянова Нина Васильевна и другие.
До сентября 1941 года проработала в школе 21 год учителем начальных классов Шугаева Екатерина Васильевна. Душевность, взаимное доверие, доброжелательность – эти черты лучше всего характеризовали эмоциональные отношения между учительницей и ее учениками. Дух правдивости и откровенности царил в их отношениях. На уроках Екатерина  Васильевна учила детей писать, считать, любить литературу, учила детей быть дружными и трудолюбивыми. Много бесед она провела на уроках о героях Гражданской войны. За свой добросовестный труд Екатерина Васильевна награждалась Почетными грамотами, получала благодарность, но главной наградой для нее оставалась любовь учеников. Нам удалось встретиться с родственницей Екатерины Васильевны, которая поделилась с нами своими воспоминаниями об этом удивительном человеке.

Много лет проработала учителем русского языка и литературы Зырянова Нина Васильевна. На своих уроках она стремилась пробуждать и развивать у детей любовь к чтению. В своей воспитательной работе она использовала факты из повседневной жизни, газетные статьи, образы классической и советской литературы. « Обязанность воспитателя,-  писала Зырянова Н.В., –всемерно развивать самодеятельность». Под руководством Нины Васильевны учащиеся проводили литературно-творческие вечера. Заслуживают особого внимания воспоминания Нины Васильевны, которые нам удалось обнаружить на страницах газеты «Известия» от 26 октября 1940 года. «Большую
 помощь оказывает воспитателю стенная газета класса. В ней, помимо всяких общих материалов, печатаются острые вещи на злобу дня. Это рупор общественного мнения, с которым все считаются. Наша газета - веселый и поучительный орган. Её делают сами ученики. Одному подскажешь тему статьи, другому – идею карикатуры, рисунка. Иногда заставишь пять раз переделывать. Не следует жалеть времени на эту работу, все окупится с лихвой»

«Совместные усилия школы и родителей должны быть направлены на то, чтобы с самого раннего детства воспитывать ребенка в духе сознательной дисциплины, прививать им навыки самостоятельно го труда, развивать в нем активность, веру в свои силы, настойчивость, умение преодолевать трудности.
От воспитателя требуется лишь одно: изжить равнодушие к судьбе воспитанника, любить его той подлинной любовью, которая совмещает в себе и горячую ласку, всемерное поощрение и непреклонную требовательность»,- писала Н.В.Зырянова на страницах «Учительской газеты» в декабре 1939года.

Центром духовной жизни в школе была школьная библиотека, где были собраны книги классиков русской литературы: Пушкина, Тургенева, Гоголя, Толстого, книги М.Горького, М.Пришвина, А.Гайдара и др.
 Нам,школьным работникам , часто приходилось слышать:- Я буду таким, как Чапаев, Хочу быть таким же храбрым, как Щорс» - писала в своих воспоминаниях Н.В. Зырянова.
При библиотеке работало несколько кружков книголюбов, где переплетали, ремонтировали книги. Учителя и учащиеся школы вели большую общественную работу среди населения, помогали ликвидировать безграмотность, устраивали концерны, выставки.
 В своих воспоминаниях Н.В. Зырянова утверждает, что «в советской школе Н.А.Некрасов уже не является пасынком, Дети его знают и любят. И по-прежнему его железный стих потрясает юные сердца, заражает жгучей ненавистью к старому, лживому и продажному эксплуататорскому строю. Наш Некрасов-это знамя борьбы за светлую, радостную и свободную жизнь»
В школе работала художественная студия. Её руководителями были яркие, самобытные педагогические таланты.
Увлечение живописью вошло в жизнь многих учеников, которые стали заслуженными художниками и деятелями искусства. Хорошо известно имя заслуженного деятеля искусств РСФСР Михайлова Александра Михайловича. В студии впервые познали тайны художественного мастерства братья Фроловы, ставшие художниками, член Союза архитекторов и живописи Попов Ю.С.
В 1930 году школа стала называться школой фабрично-заводского обучения №30 Бауманского отдела народного образования. В школе была оборудована и работала типография, где учащиеся учились печатному и полиграфическому делу. Очень большое значение придавалось обстановке бескорыстной радости труда – труда общества. Находя удовлетворение в самом процессе труда, учащиеся школы выпускали свою печатную газету «Школьная правда»

Целая плеяда учителей, преподавших в гимназии и школе, стали известны педагогической науке. Покровский М.Н,- историк, заместитель Луначарского, председатель ГУСа, академик, действительный член Академии педагогических наук.
 Авторы учебников, профессора, ученые: Шубин Н.А., Капелькин В.Ф., Крутецкий В.А., Грибов В.С. Аверьянов А.П., Никитюк А.И. Васютинский В.М. Болтон В.И., Туровский В.Е.
В 1936 году школа получает номер 333 и теперь называется общеобразовательной. В этом   же году значительно увеличивается количество учащихся:  в школе уже обучалось свыше 1200 учащихся. К зданию был достроен 5_ый этаж.

 Выпускники школы во все времена отличались хорошей подготовкой. Из ее стен вышло немало известных людей, отважных воинов, видных производственников, талантливых ученых, артистов, музыкантов. Среди учащихся в разное время учились в нашей школе Келдыш Л.В.- академик АН СССР, Соколов В.П.- академик АН СССР, Марецкая В.П,-народная артистка СССР

Милица Корьюс- американская актриса, исполнявшая главную роль в фильме 30-х годов «Большой вальс» и др.

 

 

ФОТО

гимназистка Барарабашкина с одноклассницами постановка спектакля под руководством Е.Шугаевой 1930год 1936-1937 год 4 «Г» класс Е.Шугаевой. Георгий Салтыков конференция на которой присутствовала Надежда Константиновна Крупская ученицы старших классов на демонстрации 1 мая.
грамота Н.В. Зыряновой Н.В.Зырновой «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне» выпуск 1933года удостоверении к медалям 4 класс школы 30 витрина.
Екатирина Шугаева Н.В.Зырянова субботник 30-я школа красногвардейского района. орден трудовой славы Е. Шугаевой  

 

 

 

Используются технологии uCoz